8 (3852) 504-591 г. Барнаул, ул. Силикатная, 16а

Фармацевты рассказали «ФВ», как покупатели требуют рецептурные препараты не по назначению по советам врачей из телепередач

Аптеки фиксируют неожиданные всплески спроса на препараты, названия которых звучат в популярных телевизионных программах. Иногда клиенты приходят в аптеки со странными, но безопасными для здоровья запросами, а порой в рекомендациях по телевизору внезапно появляются рецептурные препараты. К примеру, в течение некоторого времени клиенты, в основном женщины, требовали от первостольников отпустить им рецептурный препарат для повышения потенции, чтобы омолодиться. При этом постепенно влияние теледокторов падает, отмечают эксперты. Покупатель выбирает другие источники информации о лекарствах.

Советы с экрана

Разные работники фармрозницы не раз жаловались журналистам «ФВ», что покупатель гораздо чаще поверит очередному странному телеведущему, чем прислушается к словам профессионального провизора или фармацевта или доверится собственному здравому смыслу.

К примеру, благодаря телевидению поднялись продажи линейки косметических препаратов для диабетиков, рассказали «ФВ» в одной из аптечных сетей. После того, как в известной программе заявили о том, что крем с мочевиной, предназначенный для ног, отлично увлажняет лицо, его продажи резко выросли. Также возросла популярность кремов, содержащих азелаиновую кислоту, — средства, применяющиеся при лечении угревой сыпи, стали использовать как крем от морщин.

После того, как в известной программе заявили о том, что крем с мочевиной, предназначенный для ног, отлично увлажняет лицо, его продажи резко выросли.

Похожую тенденцию отметили и в сети «Фармленд». После рекомендации азелаиновой кислоты в качестве средства от морщин многие женщины начали скупать этот препарат, рассказали в пресс-службе аптеки. «Естественно, препараты для лечения угревой сыпи не оказывали омолаживающего действия на зрелую кожу, а в некоторых случаях вызывали сильные аллергические реакции», — отметили в «Фармленде».

По наводке одного из телевизионных врачей люди начали покупать средство, предназначенное для лечения сахарного диабета 2-го типа, с целью похудеть.

Рискованные эксперименты

Иногда телеведущие нарушают закон. Так, в одной из передач зрителям порекомендовали рецептурный препарат, который входит в перечень лекарств, подлежащих предметно-количественному учету, приводят пример в «Фармленде».

Лекарство, относящееся к группе препаратов для лечения ожирения, должно приниматься под строгим врачебным контролем, так как побочные действия могут быть очень серьезными, вплоть до поражения нервной системы, пояснили в пресс-службе аптеки. Но это не помешало людям, посмотревшим эфир, пойти покупать препарат, негативно реагируя на отказ первостольника отпускать лекарство без рецепта.

В одной из передач зрителям порекомендовали рецептурный препарат, который входит в перечень лекарств, подлежащих предметно-количественному учету.

Похожие истории «ФВ» рассказали и в других сетях — по наводке одного из телевизионных врачей люди начали покупать средство, предназначенное для лечения сахарного диабета 2-го типа. Цель была та же — похудеть.

Еще одно рецептурное лекарство порекомендовали как препарат «от старости». Оно представляло собой не что иное, как таблетки для повышения потенции, но клиентки аптек, желающие помолодеть, отказывались понимать, что этот препарат предназначен совсем не для этого, вспоминают фармацевты сети.

Подобное влияние распространяется и на продажи противовирусных препаратов. Так, после слов одного из известных врачей о том, что определенный препарат (безрецептурный) помогает в лечении коронавируса, почти полугодовой запас лекарства в сети «36,6-Здоровье» (Тверь) раскупили за двое суток, после чего товар ушел в дефектуру, рассказал «ФВ» директор по развитию сети Акоп Варпетян.

Будущее не за телевизором

Влияние теледокторов на фарму, несомненно, существует, рассказал «ФВ» директор по развитию компании RNC Pharma Николай Беспалов. Однако, по словам аналитика, степень значимости данного канала заметно упала по сравнению с тем, что происходило 15—20 лет. Во многом это связано с Законом «О рекламе» и деятельностью антимонопольной службы. Также появилось множество альтернатив телевидению — фармкомпании освоили продвижение через аптеки, соцсети и прочие ресурсы.

Помимо этого снизилось и доверие потребителя, пояснил он. «Доверие к ТВ постепенно уменьшается, большая часть контента — это шоу, а не экспертиза. И потребитель это прекрасно понимает, — отметил Беспалов. — Сейчас подобные передачи едва ли могут претендовать на роль флагманов фармацевтического маркетинга».

О постепенном угасании влияния телевидения на покупателей «ФВ» рассказал и генеральный директор агентства Rx Code Денис Вязников. В первую очередь падение значимости связано со сменой каналов коммуникации, подчеркнул он.

«Современная аудитория пользуется разными источниками информации, в том числе интернетом», — отмечает Вязников. Обширный доступ к различной информации приведет к тому, что слова теледокторов будут перепроверяться в интернете, в связи с чем влияние телевидения на потребителя продолжит снижаться, резюмировал эксперт.

Фармацевтический вестник